Сегодня: 18.04.2021 г.
Доллар США 75,5535
Евро 90,4602



Углич (достопримечательности)

45ad4769f3e9307f0e3bd4fedb629921У́глич — город в России, административный центр Угличского района Ярославской области, в XIII-XVI вв. центр Углицкого княжества. Население — 32 496 чел. (2015).
Город расположен на реке Волге (Угличское водохранилище) в 240 км к северо-востоку от Москвы и в 101 км к западу от Ярославля. Туристический центр на «Золотом кольце».
Название получил, по всей вероятности, оттого, что Волга здесь делает угол. Кроме того, существует две менее вероятные версии: оттого, что в этом месте выжигали угли, и оттого, что сюда, исключительно согласно данной гипотезе, был переселён народ «угличи» с реки Углы, притока Днепра.
По данным археологических изысканий, поселение на месте угличского кремля существовало приблизительно с начала нашей эры с небольшим перерывом в районе V—VI веков.
Местная летописная традиция приписывает основание города Углече поле Яну Плесковитичу, родственнику княгини Ольги. 

map

       В очень поздних и недостоверных местных источниках называется несколько дат (937, 947, 952 и другие годы), которые могли бы считаться моментом возникновения города. Традиционно выбирается 937 год. Вплоть до XIX века в городе существовала местность (ныне застроенная), носившая название «Яново поле». Археологические раскопки подтверждают присутствие скандинавской феодализирующейся знати в середине X века.
     Первое упоминание Углича в летописных источниках относится к 1148 году. Под этим годом летописец, описывая поход великого князя киевского Изяслава Мстиславича, действовавшего в союзе с Ростиславом Смоленским и новгородцами, на князя суздальского Юрия Долгорукого.

0005 002 Knjaginja Olga

Княгиня Ольга

     Как и многие другие древние русские города, Углич привлекает туристов в первую очередь своей старинной церковной архитектурой. И действительно, по части храмов и монастырей Угличу есть чем похвастаться.            Самый древний монастырь в городе — Алексеевский. Он был построен в 1371 году, прекрасно сохранился и до сих пор функционирует. Чуть позже были возведены Воскресенский и Богоявленский монастыри. На территории Воскресенского монастыря находится церковь Рождества Иоанна Предтечи, считающаяся самой красивой в городе, а в Богоявленском расположен собор Богоявления Господня, выполненный в русско-византийском стиле.
    В Спасо-Преображенском соборе можно увидеть удивительно роскошные росписи по евангельским сюжетам и великолепный шестиярусный иконостас. Но в городе есть на что посмотреть и помимо церквей, здесь есть несколько крайне необычных музеев.
     Кроме них в городе есть музей часового завода «Чайка», музей кукол, музей мифов и суеверий, музей тюремного искусства и чуточку менее увлекательный, но крайне познавательный музей гидроэнергетики.

28afc674b8a9d95ca1679d04b0fbe8e8b5138f7b

Угличский кремль
     Угличский кремль ведёт свою историю с середины 10 века, когда на высоком правом берегу Волги было начато строительство укреплений. Сегодня это великолепный ансамбль исторических зданий, жемчужины которого — Спасо-Преображенский собор с колокольней, церковь царевича Дмитрия на крови, воздвигнутая на месте гибели отпрыска царского рода от рук убийц, и княжеские палаты с красивейшей парадной лестницей-крыльцом. Ну а последним штрихом ансамбля стало возведение здания городской думы в стиле классицизма в 1815 году.
     Церковь царевича Димитрия «на крови» - несомненно, самый известный храм Углича, воздвигнута на месте трагической гибели малолетнего сына Ивана Грозного царевича Димитрия.

    Сразу после гибели царевича на этом месте поставили небольшую часовню. Но она простояла недолго, лишь до разорения города поляками в 1611 году. Затем в 1630 году вместо нее появился деревянный шатровый храм Царевича Димитрия и при нем теплая (зимняя) церковь Михаила Архангела. В храме была гробница, под которой сохранялось то самое место, где пролилась кровь Димитрия. И она, как повествуют легенды, выступала из песка каждый раз в годовщину смерти. Это чудо, но в неурочное время смог наблюдать царь Алексей Михайлович, в 1654 году побывавший в Угличе. Он, пораженный увиденным, пожертвовал крест на храмовую икону.

01131
      В 1692 году на месте деревянного построили новый каменный храм, в котором нижний этаж был церковью Михаила Архангела, а верхний - царевича Димитрия. Его оформили в ярком московском стиле той поры.
     В трапезной церкви сохранилась кованая дверь (XVII в.) из «дощатого железа», пол, застланный в XVIII в. чугунными плитами. Интерьер расписан в 1778 г. мастером Петром Хлебниковым на темы библейских сказаний «О сотворении мира» и «Грехопадении Адама и Евы и изгнание их из рая».
     Западную стену храмовой части занимает большая композиция на тему «угличских событий» 15 мая 1591 г. Здесь же представлены реликвии, связанные с гибелью царевича Димитрия: слюдяной фонарь, носилы и рака, в которых в 1606 г. мощи царевича переносились из Углича в Москву. В иконостасе, установленном в 1867 г., древняя икона Богоматери Смоленской – вклад царя Михаила Федоровича в первую деревянную церковь в 1630 г. Редкая подписная икона «Спас Вседержитель» выполнена в Оружейной палате 1696 г.

2
    Самым ярким экспонатом церкви можно назвать угличский ссыльный колокол - участник трагических событий 15 мая 1591 года, возвестивший о гибели царевича. Его, всполошившего своим звоном всех горожан и призвавшего их к бунту против людей Бориса Годунова, сбросили с колокольни, как человека, лишили крестного знамения, вырвали язык, отрубили одно ухо, били 12 раз плетьми и сослали в Тобольск. Неоднократно угличане пытались вернуть набатный колокол на родину. Это удалось сделать лишь в конце XIX века. 20 мая (3 июня) 1892 года пароход с набатным колоколом причалил к пристани напротив Спасо – Преображенского собора. Горожане приветствовали его криками «Ура!».
    Надпись на колоколе гласит: «В сей колокол били в набат при убиении благоверного царевича Дмитрия. В 1593 году прислан из города Углича в ссылку в град Тобольск, в церкви Спаса, что на торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитным».

21
     В настоящее время в церкви царевича Димитрия "на крови" располагается один из отделов Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея.

    Расположенный на территории Угличского Кремля, Спасо-Преображенский собор — великолепный образец ярославского зодчества 17 века. Стройный небольшой храм с центральным куполом и окружающими его четырьмя главками неизменно привлекает внимание туристов — не только благодаря изящной архитектуре, но и великолепным интерьерам. На его стенах и сводах можно увидеть 59 фресок с сюжетами Нового Завета. Несмотря на то, что они представляют из себя копии произведений эпохи Ренессанса, выполнил их местный уроженец в начале 19 века.
    С XIII в. здесь стояла небольшая деревянная церковь, а в конце XV в. при видном политическом и военном деятеле того времени угличском князе Андрее Большом строится большой каменный собор. Спустя сто лет храму пришлось стать свидетелем драматических событий Смутного времени. Сначала в нем был погребен погибший в Угличе царевич Дмитрий (его останки в 1606 году перенесены в Москву). Потом в 1611г., при взятии города поляками, в нем нашли последнее убежище многие жители. Ворвавшиеся враги всех перебили, а собор подожгли изнутри.
    После польского разорения собор восстановили прежде всех остальных угличских церквей. Заново украсили росписями и иконами. Но время брало свое – собор обветшал, стены потрескались. Поэтому на исходе XVII века, с разрешения Петра I, начинается строительство нового собора. В 1706 году он был освещен.

4399402 large
      Интерьер храма уникален. Он представляет собой обширный бесстолпный зал, перекрытый сомкнутым сводом. При ширине 14 метров, он имеет высоту 17, что было выдающимся инженерным достижением своего времени. Строили собор, несомненно, очень хорошие мастера. Известно, что это была артель под руководством Григория Федорова из крепостных князя Голицына. В строительстве мог принимать участие и уроженец Углича будущий прославленный архитектор петровского времени Григорий Устинов. Эта ширина сводов и необычный простор обратили на себя монарший взор Екатерины II, которая в мае 1767 года посетила Углич.
     Росписи 1809 -1811 гг. выполнены артелью крепостного живописца князя Голицына Тимофея Медведева и включают сюжеты, скопированные с работ итальянских художников барокко и Возрождения Гвидо Рени, Гверчино, Доменикино. Главная храмовая композиция – «Преображение» - на северной стене является копией с одноименной картины Рафаэля Санти, которая находится в Ватикане. Другие сюжеты повествуют о земной жизни Иисуса Христа и иллюстрируют евангельские притчи.

761736 94
     Грандиозный шестиярусный резной иконостас установлен в 1853 году. Почти все иконы, наполняющие иконостас (а всего их 60), старинные, относятся к XVII-XVIII вв.
    Соборная каменная колокольня построена в 1730 г., но вероятно и у старого деревянного собора тоже была колокольня, так как упоминание о ней связаны с драмой, разыгравшейся в Угличе майским днем 1591 г., когда вдовый поп Федот (Афанасьев) Огурец возвестил набатным звоном с колокольни Спасо-Преображенского собора об убийстве малолетнего царевича Димитрия. С давних пор еще на старой колокольне были часы, звоном колоколов отбивавшие время. На новой они работали до конца XIX века. Уже в наше время в 1984 г. на Угличском часовом заводе были изготовлены современные электронные башенные часы и вновь установлены на колокольню. На ярусе звона также сохраняется часть древнего механизма. Одновременно был восстановлен и уничтоженный в 1920-х гг. набор колоколов. Их собрали по селам и церквам, где чудом уцелели эти гонимые музыкальные инструменты.

ugl spprikn

     Богоявленский (зимний) собор был составной частью комплекса угличского соборного храма, предназначался для зимних богослужений.
    Интерьер Богоявленского собора представлял собой законченный классический ансамбль с интересными росписями, убранством, но, к сожалению, все в прошлом – в советское время здание приспособили под клуб, лишив завершения, многих деталей, окружив уродливыми пристройками. Росписи были скрыты под побелкой, от замечательного интерьера остались одни колонны.

Uglich 08
     В соборе развернута большая экспозиция провинциального дворянского и купеческого портрета XVIII – начала XX вв. Жанр купеческого портрета зародился еще в конце XVIII в. вслед за дворянским. В XIX в. среди купцов появился обычай иметь дома портреты членов семьи. Городской музей хранит галерею этих лиц – мужских и женских, важных и сосредоточенных, то умудренных, то безмятежных.
Также в соборе представлена музейная коллекция древнерусской живописи XV - XVIII веков.
     В летнее время в Богоявленском соборе можно услышать классические музыкальные произведения в исполнении вокального ансамбля «Ковчег». Молодые люди с консерваторским образованием ярко вписались в культурную жизнь Углича, стали одним из символов города. Пение «Ковчега» - еще одна причина приехать в Углич, ведь это новая страница в истории возрождения утерянных духовных ценностей России.

 

Алексеевский монастырь

24735 Uglich Alekseyevsky Monastery Saint John the Baptist Cathedral IMG 1433 1725

      Монастырь был основан в 1371 году крупным московским политическим деятелем митрополитом Алексием как идейный форпост набирающего силы Московского государства, к которому немногим ранее, в 1329 году, было присоединено Угличское княжество. Вплоть до XVI века постройки монастыря были деревянными. В 1534 году здесь строится первое каменное здание угличского посада – Алексеевская церковь. К сожалению, в XIX веке она была полностью переделана, а в XX веке - наполовину разрушена.
     В период польско-литовской интервенции 1608-1611 годов Алексеевский монастырь был почти полностью разрушен. Его здания были сожжены, 60 человек братии и более 500 укрывшихся угличан безжалостно перебиты. Возродился монастырь стараниями строителя Мисаила, келейного старца ростовского митрополита Филарета - отца первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича.
В память о жителях города, погибших при осаде монастыря, в 1628 году здесь строится трёхшатровая Успенская церковь с трапезной, белым обелиском взметнувшаяся ввысь. За красоту и необычность архитектуры церковь на вершине Огниевой горы в старину назвали Дивной. Отсутствие в трапезной кухни, подсобных помещений наводит на мысль о том, что «Дивная» предназначалась не для обычных трапез, а для торжеств. Трёхшатровая каменная церковь – явление для Углича исключительное: до «Дивной» и после неё подобных сооружений здесь не было.
     Рядом с «Дивной» располагается церковь Иоанна Предтечи с приделом Феодора Стратилата (1681 г.). Это первый бесстолпный храм города. Тяжелый куб основного объема храма с непропорционально большой апсидой создает впечатление некоторой приземленности и грузности постройки. В интерьере храма сохранились росписи XIX века.
    В 30-е годы в монастыре были разобраны колокольня, башни и стены ограды, хозяйственный корпус, уничтожено кладбище, где похоронены многие именитые горожане. Реставрационные работы, начавшиеся в 1920-х годах под руководством П. Барановского и И. Грабаря и продолженные сотрудниками Ярославской реставрационной мастерской в 50-е годы, помогли спасти памятники монастыря от разрушения, вернули ему первоначальный облик.
     В настоящее время монастырь передан Русской Православной церкви. Возрожден как женская обитель (раньше был мужским).
    Архитектурная доминанта монастыря — изящная Успенская церковь с трапезной, которую в старину за небывалую красоту называли Дивной. Также здесь можно посетить церковь Иоанна Предтечи, в интерьере которого сохранились фрески 19 века, и отдохнуть, размышляя о вечном, в уютном внутреннем дворе монастыря.
    Самое интересное здание ансамбля — уникальная трёхшатровая Успенская церковь. Стоя у её подножия, стоит обратить внимание на ажурную каменную резьбу и возносящиеся ввысь белоснежные ярусы — волнующий пример настоящего русского религиозного зодчества. Подобно Храму Василия Блаженного в Москве, это храм-памятник, построенный в память о жителях Углича, погибших во времена польско-литовской интервенции. Ну а с Огневой горы, на которой и располагается Алексеевский монастырь, открывается великолепный вид на город и окрестности.
Монастырь находится по адресу: ул. Шаркова, 27,


Воскресенский монастырь

ryb mon voskres 001 01
     XVII век оставил в Угличе несколько выдающихся творений архитектуры. Среди них грандиозный Воскресенский монастырь. Быть может самый древний на Угличской земле. Время и обстоятельства его основания не известны, но он мог быть в числе монастырей, основанных угличским князем Романом Владимировичем (1261-1285), управлявшим городом во второй половине XIII века.
     Интересный факт. В начале XVI века в Воскресенском монастыре были погребены предки по матери будущего первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Хорошо известно, что его мать Ксения Шестова, или после пострижения в монашество инокиня Марфа, была внучкой богатого угличского помещика Тимофея Грязного. Ее предки были погребены на кладбище монастыря, и об этом династия, возникшая в следующем столетии, продолжала помнить, давая обители вклады и земельные пожертвования.

16
     Вместе с Угличем монастырь пережил польское разорение. В страшных и драматических событиях погибли многие из братии и до 500 укрывшихся горожан. К середине XVII века монастырь вновь возродили.
   Деревянные монастырские постройки располагались на самом берегу Волги, там, где сейчас стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи. Низкий берег у Троицкого ручья не раз заливался водой (в народе эти места называли Лужники), постепенно размывался, поэтому возникла необходимость отодвинуть монастырь в глубь суши. Для этого нашлась и возможность. Ростовский митрополит Иона Сысоевич, в юности принимавший постриг в Воскресенском монастыре, в память об этом событии решил отстроить обитель в камне на новом месте. Началось грандиозное строительство, невиданное со времен князя Андрея Большого. В течение 1674-1677 годов был воздвигнут огромный монастырь, реализовавший идею монастыря-города.

560px Iona Sysoevich 01Митрополит Иона Сысоевич

     Ансамбль включает большой Воскресенский собор с двумя приделами, трёхпролётную звонницу с церковью Марии Египетской, трапезную палату с церковью Одигитрии. Над трапезой возвышается часовая башня, где находились часы «з боем и перечастьем». Все здания подняты на высокий подклет, поставлены в одну линию и соединены галереей.
     Новое место оказалось тоже не совсем удачным. Из-за близости Троицкого ручья и речки Шелковки постоянно стояла вода и подмывался грунт. Впоследствии неудачный выбор места строительства привёл к разрушению монастырских зданий.
     По указу Екатерины II во время секуляризации церковных и монастырских земель монастырь упразднили, а Воскресенский собор переименовали в приходскую церковь.

CHF10
     В пору борьбы с религией в советское время Воскресенский храм был закрыт одним из первых. В 1923 г. перешел в ведение музея. На этом как бы оборвалась нить преемственности времен, на долгий период прекратилось духовное служение и использование его по назначению. Начавшееся в 1936 году строительство Угличской ГЭС, производимые Волгостроем взрывные работы, поднятие уровня Волги еще более усугубили состояние монастыря. Здания за короткое время оказались в критическом состоянии. К счастью, пробудившийся после войны интерес к памятникам отечественной культуры позволил остановить волну разрушений. К 1956 - 1971 гг. относится реставрация зданий монастыря. Были осуществлены сложные работы по химическому укреплению грунта, которые позволили устранить причины давно продолжающегося разрушения.
     С тех пор, как был воздвигнут монастырь, прошумели не годы – столетия. Многие постройки, в том числе и стены, опоясывавшие его, полностью исчезли. Но сохранилось главное – собор, звонница и трапезная с церковью, как бы вытянутые в одну стройную линию и составляющие неповторимый по красоте единый ансамбль – удивительное творение русских зодчих.
     Современный этап истории обители начался в 1999 году, когда монастырь был передан Русской Православной церкви и началось возрождение его истинного назначения и монашеской жизни. В 2007-2008 гг. вокруг храмов возведена ограда с башнями. Так, постепенно усилиями монахов и благотворителей восстанавливается исторический облик и значение древней обители.
Воскресенский (мужской) монастырь находится по адресу: ул. Опарина - 2а,

 

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

4398628 large
     Рядом с ансамблем Воскресенского монастыря на берегу Волги стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи. Эта церковь - по праву одна из жемчужин Углича.
     Храм возник не сразу. В конце XVI века здесь, в западной части посада, находились деревянные церкви Рождества Иоанна Предтечи и Симеона Столпника, Спаса Нерукотворного и Святых Мучеников Диомида и Мирона. В Смутное время они были разграблены и сожжены. Спустя немного времени их восстановили - они стали одними из немногих старых церквей города,которые были возрождены после польского разорения. По Писцовым книгам середины XVII века значится деревянная церковь Спаса Нерукотворного с приделом Симеона Столпника. При ней теплый с трапезной храм Иоанна Предтечи.
     В июньский день 1663 года Углич потрясло трагическое событие - пропал малолетний сын богатейшего угличского купца Никифора Чеполосова. Все поиски были напрасны, и родители отчаялись. Спустя почти месяц, 2 июля,тело убиенного младенца Иоанна было найдено под слоем мха в болоте.Выяснилось, что младенца убил затаивший зло на купца его приказчик Федор Рудак. Безутешный отец решил почтить столь трагично погибшего сына. Для этого в 1689-1691 гг. он строит в камне теплую Предтеченскую церковь.
     Словно по контрасту с мощными объёмами Воскресенского монастыря безвестные мастера создали изящную по пропорциям, удивительно стройную церковь: нарядная шатровая колокольня, трапезная, вытянутый вверх центральный пятиглавый куб храма, небольшие одноглавые приделы с севера и юга. В северном приделе её в 1960-е годы реставраторы обнаружили аркасолий (нишу), где захоронен Ваня Чеполосов.
   В гармоничной композиции всех элементов храма неожиданным выглядит монументальное крыльцо, восхитившее когда-то Н.К.Рериха, изобразившего его в картине «Углич». Долгое время архитектура крыльца, подвергшегося в19 веке значительным переделкам, оставалась загадкой. В процессе исследований выяснилось, что крыльцо относится к редкому типу«уступчатых».
     Предтеченская церковь на редкость нарядна. Радует глаз золотистый цвет окраски наружных стен, на фасадах храма, как драгоценные камни,сверкают многоцветные изразцы. Памятник отовсюду смотрится удивительно красиво: и издалека, и на фоне могучих белых стен Воскресенского монастыря, и вблизи, когда освещённые солнцем сверкающие главы и шатры напоминают сказочный дворец, и с левого берега Волги, когда золотистый цвет стен отражается в голубой глади воды.

 

Николо – Улейминский монастырь

83685.b
     Николо-Улейминский монастырь стоит среди густых лесов на невысоком холме в 12-ти километрах от Углича по Ростовской дороге у слияния двух рек Улеймы и Воржехоти. Обитель основана в XV веке старцем Варлаамом, который принес сюда икону Николая Чудотворца из итальянского города Бари.
     Легенда рассказывает, что Святой Угодник явился к Варлааму, велел купить икону с его изображением и идти с ней до тех пор, пока не будет велено остановиться. Старец выполнил указание: купив икону он шел с ней до Ростова. В мае 1460 года он прибыл в Углич. Отдохнув несколько дней, снова тронулся в путь, но, пройдя не более 12 верст, в пустынном и лесном месте на берегу реки Улеймы Варлаам вдруг почувствовал слабость и вынужден был остановиться, а икону Святого Николая поставил на сосну между ветвями. Проснувшись, он хотел идти дальше, но никак не мог взять в руки икону - они неожиданно слабели, а образ оставался на месте. Вскоре к нему снова явился Николай Чудотворец и велел поселиться тут, обещая ходатайствовать всегда о милости Божией к этому месту и присутствовать при своем образе чудесными знамениями.
     В 1464 году ростовский архиепископ Иоасаф, посетивший это место, благословил основать здесь монастырь.Первоначально постройки его были деревянными, каменное же строительство началось здесь во второй половине XVI века. В монастыре построили каменный Никольский собор и Введенскую церковь с трапезной. В начале XVII столетия за деревянными стенами монастыря оборонялись две тысячи крестьян и монахов. Последние защитники затворились в соборе, но его подкопали, и храм рухнул, похоронив под обломками сотни людей. Возродился монастырь во второй половине XVII века.
Не смотря на некоторые разрушения XX века, это единственный полностью сохранившийся монастырский ансамбль на угличской земле.

54847 12
     Ансамбль монастыря представляет собой традиционную композицию монастырских комплексов XVI - XVII веков. Прямоугольная в плане территория монастыря ограждена невысокой каменной стеной с восемью разными по форме башнями – круглыми, четырёх- и восьмигранными. В центре расположены Никольский собор (1677 г.), трапезная с Введенской церковью (1695 г.), многоярусная колокольня. В монастырь ведут двое ворот – западные, главные(Святые) и восточные (Водяные). Восточные обращены к реке Улейме. В 1713 году была построена Троицкая надвратная церковь с «вислым каменьем» в воротах и завершена каменная ограда с башнями, имитирующая крепостные стены XVI - XVII веков.
     К началу XX века Николо-Улейминский монастырь стал одним из наиболее заметных духовных, и культурных центров Угличского края. Он пользовался большой любовью не только в окрестных селах и деревнях, но и среди угличан за чудотворную икону Николая Мирликийского Чудотворца, за торжественную службу, за образцовое ведение хозяйства, за волнующий чудесный звон колоколов, слышимых в городе. Но в 1930 году решением вновь созданного колхозного собрания монастырь был закрыт. Началось новое разорение монастыря, теперь уже жителями села и деревень.

197Nikola
Планомерные реставрационные и научно-исследовательские работы во второй половине XX века помогли восстановить и сохранить облик древних сооружений.
В 1992 году был передан Русской Старообрядческой Церкви. Сейчас действует как женская обитель.
Николо-Улейминский женский монастырь находится по адресу: Угличский район, с. Улейма.

 

Богоявленский монастырь

003 6 bogoyavlensky sobor
     Богоявленский монастырь не принадлежит к числу древних. По двум существующим версиям его основала в конце XVI века Мария Нагая, мать царевича Димитрия и последняя жена Ивана Грозного, или Ксения Шестова (инокиня Марфа), мать первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича.
    Первоначально обитель находилась в юго-западной части кремля, за прудом. Там ее застало Смутное время. Вражеские отряды ворвались в кремль, разорили монастырь и убили насельниц вместе с игуменией Анастасией. В 1661 году, когда в кремле начались работы по сооружению новых оборонительных укреплений, монастырь был переведён на ныне существующее место - на Ростовскую дорогу.
Вначале он был деревянный, и лишь в 1700 году появляется первая каменная соборная церковь Богоявления. В XIX веке после строительства нового собора церковь была переосвящена в честь Смоленской Иконы Божией Матери. В архитектуре церкви Смоленской богоматери сохранились черты, ставшие традиционными для угличского храмового зодчества. Реставраторам посчастливилось раскрыть и восстановить прежнее убранство глав церкви – теперь, как и много лет назад, все они покрыты сверкающей зелёной черепицей.
    Особенно большое строительство началось в монастыре в начале XIX века. Сооружаются корпуса братских келий, Федоровская церковь (1818г.), каменная ограда. Церковь Фёдоровской Иконы Божией Матери, пожалуй, наиболее интересный угличский памятник XIX века. Необычен для Углича её крестообразный план. Скорее всего, здесь сказалось влияние столичного зодчества второй половины XVIII века, когда в Москве и Петербурге стали строиться центрические церкви с планом в виде креста. Внутреннее пространство церкви украшено яркими росписями. Они были выполнены в 1822-1824 гг. живописцем Епифаном Медведевым, братом Тимофея Медведева, расписавшего Спасо-Преображенский собор.

ce9889506373
     В 1853 году заканчивается строительство нового огромного Богоявленского собора. Его основание связано с поэтической легендой. Место, где он поставлен, первоначально занимал фруктовый сад горожан Буториных. Весной, когда яблони стояли в цвету, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Так повторялось несколько лет. После продажи земли монастырю игуменья восприняла это событие как знамение, и алтари собора поместили на то место, где опускались лебеди.
     Собор – образец официального русско-византийского стиля – возвели в 1843-1853 гг. по проекту архитектора К.Тона. Постройка собора, несмотря на видимое благосостояние обители, стала настоящим подвигом для насельниц. Возводя столь крупное здание, они сами делали кирпич, поднимали его на стены, собирали пожертвования. Много сил и стараний приложила игуменья монастыря Еликонида, которая была инициатором строительства.
    Последним храмом монастыря стала небольшая церковь Иконы Божией Матери "Достойно Есть" (1886-1887 гг.), которая представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой.
     В 1920-е годы монастырь закрыли, а дальше последовало его разорение. Были уничтожены интерьеры церквей, бесчисленные иконы, исчезли колокольня, ограда, а церковь "Достойно Есть" перестроена в жилой дом. Богоявленский собор практически до наших дней использовался под склад.
    В 2003 году началось возрождение двух храмов обители - Федоровской и Смоленской церквей. В 2005-2007 гг. были восстановлены фасады Богоявленского собора - впервые за много лет разрухи и небрежения самый заметный храм Углича обрел достойный вид.
     С 2010 года монастырь вновь действует как женская обитель.
     Адрес: Студенческий городок, д. 12.


Корсунская церковь

140788
     При въезде в Углич со стороны Ярославля нас встретит первый храм, эффектно высящийся над домами Корсунская церковь.
     В достаточно отдаленные времена, быть может, в XIII веке при угличском князе Романе, на северо-западной окраине посада над земляным валом и крутым берегом Селивановского ручья возник монастырь Святого Макария Египтянина. Как стоящий на валу он был одним из рубежей обороны города, и одновременно обеспечивал духовную защиту. В польское разорение Смутного времени он был разрушен и больше не восстанавливался. В память о нем там построили деревянный шатровый Покровский храм с приделом Макария Египтянина. На развалинах монастыря жители обнаружили икону Корсунской Божией Матери, которая оказалась чудотворной и с тех пор была особо почитаемой в храме. В первой половине XVIII века, когда земляного вала уже не было, на месте деревянной решили поставить каменную церковь. Главный престол освятили в честь Корсунской иконы Божией Матери – по чтимой иконе. Придельный престол посвящен Макарию Египтянину.

201015 e298e 70073628 m750x740 u88f35
     Церковь построили в 1730 г. и выдержали отчасти в традициях древнерусской архитектуры, отчасти в стиле «нарышкинского барокко». Она необычайно стройна. Состоит из храмовой части, трапезной и колокольни –всех обычных частей, поставленных по одной оси. Стройное пятиглавие на высоких тонких барабанах придает церкви устремленность ввысь, как это сделано и во многих более ранних храмах Углича. Очень хороша четырехъярусная колокольня, построенная по образцу своей современницы –соборной колокольни в Угличском кремле. У нее такой же высокий столп с круглой площадкой в ярусе звона, и два яруса завершения с маленькой главкой.
     Храм был закрыт самым последним в 1941 г. Несколько лет вместе с церковью Димитрия «на поле» они оставались единственными светильниками православия в древнем городе. И символично, что его открыли первым в1994 г. С него началось местное возрождение православной культуры.Все внутреннее убранство, к сожалению, не сохранилось, но снаружи церковь выглядит, как в прежние времена − яркая и нарядная, она встречает приезжающих со стороны Ярославля гостей.


Церковь Флора и Лавра

4829067 large
       Церковь Флора и Лавра находится на берегу Волги возле теплоходного причала.
      В конце XVI века в тех местах стояла церковь Собора Богородицы и Флора и Лавра. Но она, несомненно, существовала и раньше, так как числилась при княжеских конюшнях, в удельное время вынесенных из кремля из-за недостатка места. Святые Флор и Лавр - покровители лошадей, из этого понятно, почему данная церковь была при конюшнях. Улица, проходившая здесь, называлась Конюшенной. Именно по ней коней приводили к княжескому дворцу. Улица вела к восточным воротам кремля, которые назывались Флоровскими.
     Храм уцелел после бед и потрясений Смутного времени, и в Писцовых книгах 1663 года значится все та же церковь при конюшнях. Она была деревянная с трапезною, шатровая, об одной главе.
В 1762 году ее заменили каменным храмом, построенным на средства прихожан, в котором были престолы Воскресения Христова и Собора Богородицы. Приделу Флора и Лавра места не нашлось, но память о нем всегда была жива, хранилась храмовая икона. До революции она упоминалась под названием либо Воскресенской, либо Воскресенско-Флоровской, и лишь в XX веке сменила имя и стала называться церковью Флора и Лавра.

29528 kodirovanie ot alkogolizma v poliklinike voronezh
     Построена церковь в лучших традициях устоявшейся угличской храмовой архитектуры: высокая, в три «света» (то есть с тремя горизонтальными рядами окон), с небольшими куполами на тонких барабанах. Окна обрамлены вытянутыми кверху наличниками в стиле барокко. В храме было два этажа − верхний, «летний» храм и нижний, «теплый». Отличительной особенностью церкви была отдельно стоящая колокольня, очень напоминавшая соборную колокольню в кремле. В верхний храм вело красивое двустороннее крыльцо, пристроенное с запада.
     В советское время церковь, украшавшая собой панораму угличской набережной, была изуродована до неузнаваемости: снесена колокольня, купола, перестроено крыльцо. Обезглавленная церковь стояла посреди парка на набережной, в ней по очереди располагались различные учреждения, которые своими переустройствами здания только усугубляли урон.
    В 2005 году началось восстановление храма. 9 октября 2008 года на четверике храма засияли золотом новые купола. В этот же год начались богослужения в нижнем храме.
     Адрес: ул.Островского, 1а

 

Церковь Царевича Дмитрия «на поле»

2755671
      На въезде со стороны Ростова Великого в Углич, на Ростовской улице, гостей города встречает изящная небольшая церковь. Это церковь Царевича Димитрия «на поле». Существующий ныне каменный храм был построен в 1798-1814 годах. Но постройке нынешнего храма предшествовала долгая история, о которой сложено предание…
     3 июня 1606 г., когда мощи царевича Димитрия переносили из Углича в Москву, процессия сначала двинулась в путь по московской дороге. Но на выходе из города у Иоанно-Богословского монастыря носилы с мощами неожиданно остановились и их никак не могли сдвинуть с места. Из-за этого решили, что нужно идти по ростовской дороге. По ней и продолжили шествие. На выезде из города процессия остановилась еще раз, для того, чтобы горожане могли проститься с царевичем. Сутки под открытым небом духовенство непрерывно вело богослужение.
     Во время Божественной Литургии произошло событие, положившее начало основанию на этом месте храма - из гроба, где находились мощи Димитрия, на землю пролилась струйка крови. Святыню бережно собрало духовенство и вложило в месте с землёю в серебряную раку. 3 июля траурная процессия торжественно прибыла в Москву. Тело Царевича Димитрия упокоилось в Архангельском соборе Кремля. Угличане обрели у Господа своего заступника и чудотворца.

img13
     Вскоре на святом месте прощания горожан с царевичем Димитрием была выстроена часовня. В 1693 году на место часовни из кремля была перенесена старая теплая церковь при Спасо-Преображенском соборе, так как в кремле строили новую. «Кремлевская» церковь простояла более сорока лет, до 1729 года, когда на ее месте поставили каменный храм Царевича Димитрия и Святых Кирика и Иулиты. А спустя еще полвека чуть в стороне от прежнего поставили существующий храм, получивший в народе прозвание церкви Димитрия «на поле» (так ее называют, в отличие от кремлевского храма «на крови»).
     Церковь "на поле" - типичный памятник своего времени. Она одноэтажная, пятиглавая с трапезной и колокольней. При традиционной композиции, в ее убранстве преобладают формы классицизма. Таковы четыре тосканские колонны, фронтоны перед четвериком, пилястры, карнизы, оформление колокольни. Церковь нельзя назвать интересным архитектурным памятником, но она по-своему красива и примечательна, а главное – она важный исторический памятник и святыня этих мест.

SS Martyrs Kirik Ulita 19th century 308 x 23 x 23cm
     Внутри сохранились росписи 1836 года, близкие по манере к фрескам Спасо-Преображенского собора в Угличском кремле, отчего исследователи полагают, что оба храма расписывала одна артель. Здесь тоже встретятся иллюзорные формы – колонны, кессонированный свод, совмещенные с клеймами святых и сюжетов, но, конечно, во всем видна скромность небольшого кладбищенского храма. Сохранился и резной иконостас в форме триумфальной арки.
     Наверно, не случайно церковь, посвященная небесному покровителю города, никогда не закрывалась, в советские годы оставалась единственным действующим храмом. Сюда были свезены уцелевшие святыни и иконы со всего Углича. В 1989 году храму в дар были переданы мощи святого благоверного угличского князя Романа в серебряной раке. Он был третьим Угличским князем и на княжеском престоле возвысился добродетелями и благочестием до лика местночтимых святых. Мощи были обретены в 1495 году. В 1595 году было его всеобщее прославление. В 1611 году во время польско - литовской интервенции мощи пострадали от пожара и по светящемуся столбу над ними были вторично обретены из пепла. С 1930 года находились в Угличском музее.
     9 сентября 2010 года город Углич и Храм Царевича Дмитрия "на поле" посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
     Адрес: ул. Ростовская, д. 60.


Казанский храм

128
     Казанский храм, стоящий на Успенской площади, несомненно является самым заметным. Он виден отовсюду – и из кремля, и в перспективе Московской улицы, и с многих других мест. Его колокольня, наверняка, самая высокая в городе.
     С давних пор это место вблизи кремля было торговой площадью. Точнее их было три: Хлебная, Сенная и Лесная. И вот на первой из них в какой-то период появился храм Великомученика Георгия. По легенде его выстроил в честь своего святого один угличский князь. Кто это был, мы точно не знаем. Толи Георгий (Юрий) Александрович, или Юрий Звенигородский, или младший брат Ивана Грозного князь Юрий Васильевич. Соответственно это могло произойти в начале XIV века, на рубеже XIV-XV веков или в XVI веке. По крайней мере, к началу XVII века уже существовала церковь Страстной иконы Божией Матери с приделами великомученика Георгия и Михаила Малеина. Храм простоял до Смутного времени, когда был сожжен, разделив судьбу города и его православных святынь.
     Казалось бы, после всех несчастий храм был бы забыт, к тому же и на месте, где он стоял, появились торговые лавки. Но судьба распорядилась по иному. В Углич прибыл некий старец Варлаам, «дворцовыя Александровския слободы вотчины Симонова монастыря бывый строитель». По своему обещанию, он непременно хотел выстроить в городе Казанский храм. В 1638 г. он просил на это разрешения у царя Михаила Феодоровича и через некоторое время получил.
     Вскоре деревянная церковь была построена. В ней кроме главного Казанского престола были еще три: великомученика Георгия, Михаила Малеина, Преподобной Евдокии, и Алексия человека Божия, в чем сказалась и память о прежнем храме, и странное посвящение царской семье. Ведь, как говорится в документах, в посвящении престолов присутствуют соименные святые самого царя, его жены и сына. Возможно, это не только выражение верноподданнических чувств, но и свидетельство близости старца царской семье.

01007 20130312 050621
     Новый храм простоял недолго. В 1641 г. умер старец Варлаам, а в 1644 г. храм сгорел. Но, очевидно, вскоре был вновь отстроен. По Писцовым книгам 1674-1676 гг. это была деревянная трехшатровая церковь с двумя приделами.
     Таким храм простоял больше столетия, пока в 70-х гг. XVIII века не уступил место существующему ныне каменному храму. Его выстроили двухэтажным в модном тогда барочном стиле. Он высокий, устремленный ввысь. Каждый этаж состоит из алтаря, храмовой части, трапезной и паперти. Снаружи фасады украшены выступающими лопатками, красивыми узорными карнизами и наличниками с полукруглым верхом. Завершают церковь изящные легкие восьмерики и главка. В нижнем этаже находится престол в честь Сретения Господня.
     В 1793 г. храм снова сгорел. Выгорели колокольня и верхний этаж. Его постепенно медленно восстановили. Колокольню пришлось разобрать. Вместо нее примерно в 1807-1814 гг. выстроили существующую, выдержанную в классическом стиле. Она прекрасно подошла барочному храму, слилась с ним воедино. Все три яруса украшены колоннами, фронтонами, красивыми арочными проемами. Прежде ее венчал шпиль, и лишь впоследствии появилась существующая глава.
     Если бы мы зашли в верхний храм столетие назад, то поразились красотой отделки. Его украшал резной предалтарный иконостас, изготовленный после пожара. Вся резьба была вызолочена, а фон окрашен в голубой цвет. На створках царских врат резное изображение Тайной Вечери и Благовещения, над ними возвышался роскошный балдахин. Росписи стен выполнил в классической манере живописец их деревни Антухово Угличского уезда крепостной графа Шереметева С.А. Ненастьев. Таким был верхний храм, но был также красив и нижний.

LastSupper
     Главной святыней Казанского храма был небольшой храмовый образ, пожертвованный в церковь еще ее основателем старцем Варлаамом, а затем, как отцово благословение переданный его сыну дьячку Терешке Васильеву. Из многих городов и сел приезжали люди поклониться чудотворному образу, стоявшему на левой стороне в иконостасе. Сам же храм всегда числился бесприходным. Он содержался за счет городского общества и разных пожертвований. Ведь он стоял на людной торговой площади. Многие богатые купцы и мелкие торговцы, чтобы заручиться поддержкой в торговле жертвовали на храм, опускали деньги в церковную кружку. Таким храм достоял до советского времени.
     А дальше в 1921 г. случился пожар, уничтоживший торговую площадь со всеми ее лавками, рядами – прекрасный классицистический ансамбль. У Казанского храма сгорела колокольня. Со временем ее наспех восстановили. Одно время он был приписан к стоявшему рядом Успенскому храму, но в 1924 г. его закрыли. Казанский был сохранен, в него перешли прихожане и причт Успенского храма. В 1935 г., в связи с началом деятельности Волгостроя, строительства Угличского гидроузла, якобы из-за нехватки помещений, городские власти закрыли и Казанский. Его использовали не по назначению: в нем были и водонапорная башня, и общежитие, и склады… К счастью, он выстоял, пережил все разрушения и вот теперь, начиная с 2000 г., восстанавливается, вновь принадлежит верующим, выполняя свою прямую роль.
     Церковь находится по адресу: площадь Успенская - 6.


Троицкая церковь

Troitskaya tserkov na Divnoy gore 2
     В 9 километрах на юго-восток от города, по самой прямой и короткой дороге на Ярославль, в старину называвшейся Ефремовской, на холме у слияния речек Воржехоти и Чечеры стоит церковь Троицы Живоначальной.
     В древности холм и урочище имели языческое название - Кобылья гора. Вокруг него располагалась в XVI веке "Сырейская слобода", жители которой занимались выделыванием сыромятных кож. На холме стояли две деревянные церкви св. Троицы и св. Флора и Лавра, считавшихся в православии покровителями коней.
     В 1674 году известный своей огромной строительной деятельностью Ростовский митрополит Иона Сысоевич по некоему видению основал здесь Дивногорскую пустынь, заложив каменный храм св. Троицы, и переименовал урочище Дивной горой. В названии слились сакральные и эстетические мотивы: примером послужили Дивногорский монастырь близ Антиохи и в Малой Азии, где в VI веке подвизался известный святой Семион Столпник, Дивногорец или Дивная гора на Сицилии, где произошло "диво" - явление иконы Богоматери Дивногорской Сицилийской. Свою роль сыграла открывавшаяся с высоты холма красота окрестного пейзажа. Местная легенда, возникшая, вероятно, в XVIII-XIX веках на основе нового названия и преданий о событиях смуты начала XVII века говорит о другом "диве" - как уходившие из Углича, разгромившие защитников города то ли татары, то ли поляки, увидели в вечерних сумерках на склоне горы воскресших воинов, приняв за них снопы, поставленные крестьянами. Увидели и в страхе бежали...

71312466 ionacvetn
     Заложенный Ионой храм был завершен через 20 лет при его преемнике Иоасафе в 1694 году. Живописная композиция памятника состоит из пятиглавой церкви, трапезной, шатровой колокольни. В архитектуре церкви чётко прослеживаются черты двух периодов и школ. Галерея и арктурный пояс центрального куба напоминают об ионинских памятниках Ростова. Наличники с разорванным сандриком, восьмигранное окно на храме, круглые слухи колокольни, гранёные барабаны и главы – элементы «нарышкинского барокко» конца XVII века. В интерьере сохранились росписи начала XX века, резной иконостас.
     Храмовая икона «Троица Ветхозаветная» середины XVI столетия находится в музее Древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублёва.
Своими ступенчатыми объемами, силуэтом глав и колокольни храм естественно вырастает из основания - холма и сливается с зубчатой каймой окружающего леса, создавая действительно дивный по красоте архитектурно-природный ансамбль.
     Троицкая церковь находится по адресу: Угличский район, с.Дивная Гора.

 

Церковь Михаила Архангела

00489 20110720 164632
     В 8 километрах от Углича по Ярославской дороге среди густого леса стоит удивительный храм - Церковь Михаила Архангела.
     Как гласит легенда, давным-давно благочестивые миряне из ближайшего села задумали поставить церковь у Ярославской дороги. Неожиданно возникло препятствие: выстроенное за день к утру следующего дня таинственным образом разрушалось. Вскоре одному из строителей было ниспослано видение, из коего следовало, что высшие силы определили для церкви место на небольшом островке среди лесных болот. Так в нескольких верстах от ближайшего жилья, "в бору", появилась первая рубленая церковка. Вскоре при храме возник Архангельский монастырь.Точное время его появления не известно, но в конце XV века монастырь уже существовал.
     В Смутное время, как и другие угличские монастыри, он был разорен поляками.На Страстной седмице 1610 г. от рук интервентов погибли 40 иноков во главе с игуменом Михаилом, а вместе с ними – 300 мирян. С окончанием Смуты монастырь возродился.В XVII веке в нем находились церкви Рождества Богородицы и Михаила Архангела. Все постройки были деревянные В 1663 г. монастырь как несостоятельный был приписан к угличскому Воскресенскому и в этом статусе оставался вплоть до 1764 г., когда обе обители были упразднены.Монастырский храм стал обычной приходской церковью.В 1787 г. вместо прежних деревянных храмов прихожане построили новый каменный храм, до сих пор украшающий пейзаж этих чудных мест.
     В архитектуре церкви ничего исключительного – обычный двухэтажный храм с пятью главами, трапезной, каких много не только в округе Углича, но и в центре России. Но как строителям удалось соотнести его с данным местом! Чудная простота побеленной кладки, незамысловатых архитектурных деталей так вяжется с окружающими соснами, лесной полянкой и удаленностью не только от шума машин, но и от окрестных деревень. Въезжая по дороге в Архангельское, будто попадаешь в другой мир. От села давно ничего не осталось – только погост и церковь, возносящая к небу свои главы.

00489 20100804 121846
      В конце XIX в. рядом с храмом построили высокую колокольню из красного кирпича.
    Архангельская церковь никогда не закрывалась, и в ней на удивление целостно сохранился интерьер XIX века, такой мало примечательный и обычный, но после варварства послереволюционных лет ставший исключительной редкостью. Там видны раскрашенные полы, поздняя масляная живопись, лепнина. Иконостас, хотя и с трехгранным выступом, своими формами очень напоминает иконостас церкви Царевича Димитрия «на крови». Прежнее убранство нижнего Введенского храма почти утрачено. Ныне его образуют современные росписи и иконы, в выразительности, кажется, превосходящие старинные украшения верхнего. Они тщательно следуют канонам и формам традиционной древнерусской живописи.
     В этих местах жива память трагичных событий Смутного времени, отделенных от нас покровом четырех веков. Цела могила защитников монастыря от польских интервентов.В 1986 году двое местных жителей вытесали крест и несколько километров несли его на себе, чтобы установить на долгое время остававшейся заброшенной братской могиле. Рядом с храмом - Святой пруд с удивительно чистой водой, в котором были когда-то скрыты монастырские ценности. Есть тут и болотистая Черная лужа, в которую по легенде побросали тела убитых захватчиков.
На церковном кладбище встречаются захоронения двухсотлетней давности. Необычны кованные кресты, установленные на старых могилах.
     Церковь стоит в очень живописном и уединенном месте. Здесь хорошо просто отдохнуть от шума и суеты городов.
     Церковь находится по адресу: Угличский район, с.Архангельское.


Палата дворца удельных князей

DSC 0771
       Уникальный памятник гражданского зодчества конца XV в., входил в состав огромного комплекса княжеского дворца, построенного в Угличским кремле.
       В этот период здесь правит младший брат Великого князя Ивана III - Андрей Большой. Он сделал Углич одним из ведущих культурных центров Руси. В городе чеканили свою монету. При княжеском дворе работал известный иконописец Дионисий. Велась переписка и оформление книг.
     Это было исключительное событие в истории государства. Ведь только старший брат Андрея великий князь Иван III мог позволить себе каменное строительство, кроме того, каменные дворцы Москвы стали строиться немного позднее угличских.
       После опалы и гибели Андрея Большого в течение XVI века тут жили угличские князья и наместники, а с 1584 по 1591 гг. - царевич Димитрий.
    Во время польского разорения начала XVII века дворец был сожжен. Его развалины разобрали на кирпич для строительства нового Спасо-Преображенского собора. Только Палата – парадная и главная часть дворца – чудом уцелела. По легенде мастера трижды поднимались на стены Палаты, чтобы отбивать кирпичи, но какая-то сила сбрасывала их вниз, и они в страхе прекратили работу.
     В XVIII веке на обветшалое здание сделали новую кровлю, а в начале следующего столетия стараниями угличского купца А.В.Кожевникова оно было отремонтировано и тем самым спасено от гибели. Спустя еще сто лет, в 1890-1892 гг., к трехсотлетию гибели царевича Димитрия по инициативе горожан и ярославского губернатора А.Я.Фриде Палату отреставрировали по проекту архитектора Н.В. Султанова, и в ней в июне 1892 года был открыт первый угличский Музей.
     Сейчас в бывшей тронной Палате на верхнем этаже расположена экспозиция музея «Сокровища древнего Углича». В нее вошли лучшие образцы из редкой коллекции деревянной скульптуры XVI – XIX вв.; произведения мастеров серебряного дела: напрестольные и наперсные кресты и иконки, евхаристические сосуды, оклады на Евангелия, некоторые из которых, являются вкладами царствующих особ, членами их семей, московскими князьями, высшим духовенством; произведения лицевого и орнаментального шитья. В экспозиции представлены роскошные шитые жемчугом, бисером и стеклярусом иконные оклады, выполненные в мастерской Богоявленского женского монастыря. А основательницей женского рукоделия в Угличе в XVI веке была мать царевича Димитрия – Мария Нагая, которая сама была искусной вышивальщицей. Вынужденная покинуть Москву и переехать на жительство в Углич, она, как тогда было принято, увезла с собой и своих мастериц. Здесь, на новом месте, они продолжали трудиться над украшением кремлевских и приходских храмов Углича шитыми пеленами.
     На нижнем этаже Палаты развернута экспозиция, отражающая средневековый и петровский период истории Углича. Из представленных здесь исторических реликвий, исключительно редким являются чеканные цеховые знаки угличских ремесленников, образцовые меры объема сыпучих тел и меры веса, а также подлинный герб г. Углича. В экспозиции выставлены и весьма интересные образцы оружия XVI- XVII вв., и предметы народного костюма: кокошник, кичка, душегрейки, шуган, голицы, сафьяновые сапоги, сарафаны.

 

Музей городского быта

0 91897 7809453e XXL
    Угличский музей городского быта находится в публичной библиотеке. Он имеет довольно скромные размеры — всего два зала — но удивительно красочно иллюстрирует жизнь, традиции, быт и нравы горожан 19 и 20 веков. Первый зал выглядит как маленький фрагмент торговых рядов. В представленных здесь лавках выставлены и редкие предметы ремесел, и совершенно обычные вещи, использовавшиеся ежедневно. Второй зал — целая квартира, которая могла бы принадлежать угличанину со средним достатком.
      Здесь можно увидеть кабинет хозяина, гостиную и женскую половину, наполненные множеством старинных интересных вещей.
     В музее регулярно проводятся музыкальные вечера и театрализованные представления. А сделать небольшую передышку в экскурсионной программе можно в здесь же расположенной чайной. Вас угостят настоящим угличским чаем и накормят старинным трактирным меню — первого или второго разряда, на выбор посетителя. Ещё посетителям музея предлагается сделать фотографии в костюмах, выполненных по мотивам модных журналов тех времен.


Музей русской водки

10756 675x450
      Внушительная коллекция перегонных аппаратов и целая многоярусная батарея бутылок русской водки — основа экспозиции Музея «Библиотека русской водки» в Угличе. Любопытный «питок» узнает здесь много интересного, например, как в старину меряли объём горячительного, и сможет воочию увидеть знаменитую 7-килограммовую медаль, которой царь Пётр I награждал особо выдающихся пьяниц. А ещё для гостей музея проводится дегустация нескольких сортов водки и работает магазин, где можно приобрести понравившиеся образцы.
      Выбор Углича местом столь специфического музея неслучаен — именно здесь родился «водочный король» России Пётр Смирнов.
     Выбор Углича местом столь специфического музея неслучаен — именно здесь родился «водочный король» России Пётр Смирнов. Дело его живёт и поныне, свидетельством чему выступает коллекция из более чем тысячи сортов этого напитка почти сотни российских заводов, некоторые из них насчитывают более ста лет истории. В числе прочих интересных экспонатов музея — первый розливный автомат и множество самогонных аппаратов всех форм и размеров, а также старинные бутылки и этикетки и подарочные экземпляры водок из разных стран мира.


Музей тюремного быта

74 big
    Экспозиция Музея тюремного быта знакомит посетителей с эстетической стороной жизни на зоне — скульптурами, картинами и инсталляциями, выполненными заключёнными. Здесь можно увидеть деревянные и металлические поделки, вылепленные из хлеба статуи, щедро декорированные солью и перцем, самодельную гитару, картины маслом (в буквальном смысле слова) на простыне, инсталляции из каменной крошки и металлической стружки и даже Сикстинскую Мадонну, выжженную на листе фанеры.
      Нехитрая меблировка — нары и стол — и две восковых фигуры арестантов в полосатых робах — вот и весь интерьер камеры.
    Отдельная экспозиция представляет оригинальные письма заключённых родным и близким и весьма заставляет задуматься о ценности жизни на свободе. В музее также воссоздана во всех деталях настоящая тюремная камера, причём взглянуть на неё предлагается снаружи, через глазок. Нехитрая меблировка — нары и стол — и две восковых фигуры арестантов в полосатых робах — вот и весь интерьер камеры.
     Ещё здесь можно примерить арестантскую робу и сфотографироваться на нарах, а также приобрести литературу, помогающую понять татуировки и жаргон узников.


Пожарная каланча

103857787
      На Ярославской улице недалеко от Успенской площади и Присутственных мест находится административное здание, привлекающее внимание крупными размерами и поднимающейся над крышей пожарной каланчей. Прежде оно было известно как Фурманный дом и Городническое правление.
      Первое (от немецкого слова Fuhrman – извозчик) означало, что тут помещалась пожарная часть, были конюшни, трубные, комнаты пожарной команды, хранилось необходимое оборудование.
      Второе, что здание было местом полицейской администрации, упраздненной в 1870-х гг. Тут работал угличский городничий. Именно в таком здании могли бы происходить сцены из бессмертного произведения Н.В. Гоголя. Одно время тут были уездное и приходское училища, и преподавал Ф.Х. Киссель – исследователь, краевед, подготовивший в первой половине XIX века книгу «История города Углича», одну из первых в провинциальной историографии.
      Построено здание в 1828-1831 гг. Оно двухэтажное с мезонином, украшенное монументальным четырехколонным портиком. В построении фасада, как и у здания Присутственных мест, не удалось избежать некоторых провинциальных вольностей. Колонны портика, например, слишком широко расставлены и увенчаны сомнительными капителями. В нижнем этаже под портиком находились арочные ворота, через которые вывозилось пожарное оборудование.
     Пожарная часть по-прежнему, как и почти два столетия назад, выполняет свои функции, хотя за ее воротами стоят уже не сытые кони с бочками на телегах, а красные автомобили, а на пожарных больше не увидишь сияющих медных касок, которым на смену пришли более надежные шлемы. Да и в каланче нет такой необходимости – гораздо быстрее обо всем сообщают по телефону. Но едва ли кто-либо рискнет сказать, что каланчу следует снести. Она, как и все здания на старых улицах города, давно стала неотъемлемой частью угличского пейзажа.

DSC 0467

Смотрите на сайте:
DSC 0675
Все санатории, базы отдыха, лагеря, отели Челябинской области